En
Версия для слабовидящих

Объявления / Управление экономики и инвестиций

Всем вам хорошо известно, что наше государство, при осуществлении своей финансовой деятельности, прежде всего, решает социальные задачи.

В современных экономических условиях, при  существенном сокращении доходов федерального бюджета, удалось не просто сохранить, но и усилить социальную направленность бюджета. В частности, предусмотрены средства на дополнительную компенсацию пенсий, пособий, проведение активной политики на рынке труда.

Государством предпринимается целый ряд шагов в поддержку нынешних пенсионеров:

- регулярно происходит индексация накопительной и страховой частей трудовых пенсий граждан;

- с 2010 года до прожиточного минимума будут повышены социальные доплаты к пенсии неработающим пенсионерам,

- также будут увеличены пенсии, гражданам имеющий трудовой стаж до 1 января 1991 года.

К сожалению, население страны «стареет». Увеличивается доля пенсионеров по отношению к числу граждан трудоспособного возраста (соотношение 1:1,4). Пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, себя изжила. Сегодня невозможно за счет отчислений работающего населения осуществить формирование достойных пенсий граждан, находящихся на заслуженном отдыхе.

В Краснодарском крае проживает большое количество пенсионеров. Жители Севера, Урала, выйдя на пенсию, стремятся обосноваться на Юге.  А значит, доходы пенсионеров формируют покупательский спрос и развитие региональной экономики. Естественно, что среди задач краевых властей - создание условий для увеличения будущей пенсии работающего населения. Численность кубанских пенсионеров к 2015 году составит более 3 миллионов человек. Их пенсии будут формировать спрос на товары, работы и услуги, а значит стимулировать развитие экономики через 10 лет.

Как показывает накопленный мировым сообществом опыт, ни одно государство в мире не может в современных условиях обеспечить должный уровень пенсии своим гражданам. Практически все мировые прогрессивные пенсионные системы строятся на принципе участия гражданина в формировании его пенсии. То есть гражданин в дополнение к перечислениям его работодателя производит дополнительные добровольные отчисления. За счет этих отчислений формируется до 70% объема его будущей пенсии.

Сейчас для повышения своей пенсии есть все возможности – действует программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, развита система негосударственных пенсионных фондов.

Сегодня как никогда возрастает роль накопительного компонента в формировании будущей пенсии. Особенностью накопительной части трудовой пенсии является то, что каждый гражданин может повлиять на ее размер.

В октябре прошлого года был принят 56 Федеральный закон, в соответствии с которым гражданин может самостоятельно, путем отчисления дополнительных страховых взносов увеличить накопительную часть своей трудовой пенсии. При этом Российское государство на каждую перечисленную гражданином 1000 рублей добавит еще 1000 рублей.

В программе софинансирования уже участвует почти 30 тысяч кубанцев и это результат только первого года работы.

Второй по счету, но не по важности является задача сохранения пенсионных накоплений граждан от инфляционных процессов.

Государство так же сделало в этом направлении определенные шаги.

В соответствии с действующим законодательством граждане могут выбирать: оставить ли свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде Российской Федерации или направить их для управления в одну из управляющих компаний или негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.

Инвестирование пенсионных средств негосударственных пенсионных фондов осуществляется на принципах надежности и возвратности, но, вместе с тем, обеспечивать достойную доходность. Так, за последние 5 лет, средний доход от управления пенсионными накоплениями негосударственными пенсионными фондами  и управляющими компаниями превышает  15%.

Негосударственные пенсионные фонды за последние 10 лет стали неотъемлемой частью пенсионной системы России.

В России негосударственное пенсионное обеспечение по состоянию на 1 октября 2009 года осуществляют 170 негосударственных пенсионных фондов.

Они располагают имуществом на сумму, превышающую 651 миллиард рублей, пенсионными накоплениями в размере 67,3 миллиардов рублей и пенсионными резервами 495,1 миллиардов рублей.

На первый взгляд это довольно внушительные цифры. Но если сравнить их с показателями зарубежных структур, то мы увидим, что имущество, принадлежащее  всем негосударственным пенсионным фондам в России сопоставимо с имуществом одного из зарубежных пенсионных фондов, находящегося во втором или третьем десятке.

Совокупный объем имущества НПФов составляет 6,9% от объема Российского ВВП — валового внутреннего продукта. 

Для сравнения за рубежом имущество пенсионных структур достигает до 20-30% объема ВВП.

Если посмотреть на структуру российского рынка негосударственного пенсионного обеспечения, то мы увидим крайне разнородную структуру.

Более 75% совокупного объема имущества НПФ контролируют фонды, входящие в топ-десятку, с явным  доминированием НПФ «Газфонд» (41,3%), НПФ «Благосостояние» (16,2%), НПФ «Лукойл-Гарант» (6,5%), Ханты-Мансийского НПФ (4,0%) и НПФ «Электроэнергетики» (3,3%). Таким образом, остальные 25% имущества распылены между 155 фондами.

Но если мы оглянемся на десятилетие назад, то мы увидим, что негосударственная пенсионная система России выросла более, чем в 130 раз.

Это одна из динамично развивающихся финансовых систем нашей страны.

При этом негосударственные пенсионные фонды рассматриваются как крупные инвесторы на финансовых рынках, обладающие длинными денежными средствами.

Для  инвестирования этих средств необходимы соответствующие инструменты. И необходимые шаги в этом направлении делаются. Правительством разрабатывается законодательная база для выпуска инфраструктурных облигационных займов.

Государство постоянно ужесточает  ужесточать систему лицензионных требований к негосударственным пенсионным фондам.

В 2009 году вступили в силу новые лицензионные требования к негосударственным пенсионным фондам. Теперь размер собственного имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ должен составлять не менее 50 млн. рублей, а если фонд осуществляет деятельность по обязательному пенсионному обеспечению, то совокупный вклад учредителей должен быть не менее 100 миллионов рублей.

Не  все негосударственные пенсионные фонды смогли противостоять нынешней экономической ситуации.

В этом году Федеральной службой по финансовым рынкам проведена масштабная санация среди негосударственных пенсионных фондов. В период с июня по сентябрь текущего года ФСФР России было принято решение об аннулировании лицензий у 50 фондов, как не соответствующим лицензионным требованиям. Еще 5 негосударственных пенсионных фондов добровольно прекратили свою деятельность.

Но даже если гражданин не доверяет частным структурам, то и тут у него есть право выбора. Теперь в государственной управляющей компании будут формироваться два инвестиционных портфеля: «расширенный портфель» и «базовый портфель государственных ценных бумаг». Такая система позволит сохранить покупательскую способность пенсионных накоплений.

Учитывая то, что пенсионные деньги это «длинные» деньги, способные обращаться до их использования не один десяток лет, необходимо привлекать их в краевую экономику.

Чтобы заставить пенсионные деньги работать в Краснодарском крае развивается практика применения ценных бумаг с целью привлечения инвестиций. Все виды активов, в которые могут быть направлены пенсионные деньги, выпускаются Кубанскими эмитентами.

Подводя итог, можно сказать, что для полноценного формирования своей пенсии гражданину необходимо отслеживать поступление взносов работодателя в пенсионный фонд Российской Федерации, участвовать в государственной или негосударственной программе добровольного формирования пенсии и заботиться об эффективном инвестировании этих средств.

 

© 2009—2017