Решаем вместе
353440, г. Анапа, ул. Крымская, 99
Версия для незрячих

Вопрос-ответ


ВОПРОС: Я одинокая пенсионерка, ветеран труда, проживаю в однокомнатной квартире. В последнее время особое беспокойство вызывают тарифы на ЖКХ, которые постоянно повышаются. Куда я могу обратиться для проведения проверки обоснованности начисления стоимости услуг ЖКХ?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено две формы контроля за соблюдением норм действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства: государственный жилищный надзор, осуществляемый  уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальный жилищный контроль, осуществляемый уполномоченными органами местного самоуправления.

Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Сфера деятельности муниципального жилищного контроля ограничена организацией и проведением на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, определяемого подпунктом 3 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации как  совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В домах, где объекты, находящиеся в муниципальной собственности отсутствуют, функции контроля в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2013 года №1464 «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Краснодарского края» возложена на государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Рашпилевская 161).

При этом, в сфере ЖКХ указанные нормы не исключают возможность обращения граждан в органы прокуратуры Российской Федерации, правоохранительные органы, а также в суд для защиты своих нарушенных прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства и привлечения виновных лиц к ответственности.


ВОПРОС: Мы являемся членами  дачного некоммерческого товарищества. В последнее время у нас, в большинстве своем пенсионеров, возник вопрос о том, как определяется размер членских взносов в нашем товариществе. Просим сообщить, чем руководствуются органы управления товарищества при установлении взносов, получаемых с членов товарищества.

ОТВЕТ:  Администрация муниципального образования город-курорт Анапа информирует, что в соответствии Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (далее - Закон № 66-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 19 Закона № 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в том числе своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные указанным Законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится в том числе вопрос о принятии решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов (пп. 10 п. 1 ст. 21 Закона № 66-ФЗ).

В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются в том числе порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов (п. 4 ст. 16 Закона № 66-ФЗ).

Таким образом, установление соответствующих взносов рассматриваются на общем собрании членов садоводческого некоммерческого товарищества и отражены в уставе данного товарищества.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 24 Закона № 66-ФЗ председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах такого объединения, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана в том числе:

  • отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;
  • докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением.

Необходимо отметить, что в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.


ВОПРОС: Работая в колхозе, получил квартиру. В 1992 году колхоз сменил форму собственности, но новая организация в передаточный акт квартиру не включила, а в 2006 году обанкротилась. Теперь хочу приватизировать полученную квартиру.

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом по смыслу ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» обязательным условием приобретения в собственность жилого помещения является наличие у гражданина права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Основания заключения договора социального найма и его форма установлены ст.ст. 49,57,63 ЖК РФ, согласно которым по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях.

Более того жилое помещение не является муниципальной собственностью, соответственно администрация г.-к. Анапа при таких обстоятельствах не вправе принимать решения о предоставлении этого жилого помещения в собственность.

Вам необходимо обратиться с заявлением в суд о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности в соответствии со статьёй 234 Гражданского кодекса РФ. 


ВОПРОС: Возможно ли приобретение земельного участка в собственность, если земельный участок неделим и расположенные на нем здания принадлежат нескольким лицам?

ОТВЕТ: В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.


ВОПРОС: Какие документы необходимо предоставить, для осуществления раздела моего земельного участка?

ОТВЕТ: Решения об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы следующие документы:

  1. кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
  2. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.