En
Версия для слабовидящих

Новости / На общегородском планерном совещании начальник управления по делам семьи и детей администрации Елена Акулова выступила с докладом «О работе по профилактике социального сиротства»

Вопросы профилактики социального сиротства являются одним из самых важных направлений деятельности управления по делам семьи и детей.

Термин «социальное сиротство» появился в нашем обществе в связи с событиями, когда дети лишаются родительского попечения при живых родителях:

– родители бросают своих детей, не занимаются их воспитанием и содержанием, не интересуются их судьбой;

– родители лишаются родительских прав судом Российской Федерации вследствие своего антисоциального поведения;

– матери оставляют новорожденных детей в родильных домах.

Работе с семьей уделяется особое внимание. К ней привлечены все службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, муниципальные учреждения, администрации сельских округов и органы общественного самоуправления города.

На протяжении последних пяти лет, в связи с активизацией профилактической работы с семьей, работы по выведению семьи из кризисной ситуации, наблюдается снижение уровня социального сиротства.

Если в 2005 году 88 детей стали социальными сиротами, в 2006, 2007, 2008, 2009 годах – 41, 40, 43 и 30 детей соответственно, то за 9 месяцев 2010 года социальными сиротами стали 20 несовершеннолетних, т.е. наблюдается снижение числа детей, оставшихся без родителей в результате лишения последних родительских прав.

Проанализировав ситуацию с семейным неблагополучием за период с 2005 года, пришли к выводу, что в целях снижения числа социальных сирот и сохранения биологической семьи, назрела необходимость развивать и использовать другие методы, нежели лишение родительских прав как мера воздействия на нерадивых родителей.

Управлением по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа в этом направлении деятельности используются различные социальные механизмы:

1) Первостепенная задача – организация межведомственного взаимодействия служб системы профилактики безнадзорности правонарушений и несовершеннолетних в вопросе раннего выявления семейного неблагополучия и  профилактики социального сиротства. Управлением по делам семьи и детей подготовлены и заключены 5 межведомственных соглашений по данному направлению деятельности:

– о межведомственном взаимодействии органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальном образовании г-к Анапа;

– между управлением по делам семьи и детей и МУЗ «Родильный дом» о сотрудничестве в области работы в отношении беременных и рожениц по профилактике социального сиротства;

– о взаимодействии и сотрудничестве управления по делам семьи и детей администрации и управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в г-к Анапа;

– о взаимодействии и сотрудничестве управления по делам семьи и детей и управления образования администрации;

– между управлением социальной защиты населения в г-к Анапа о сотрудничестве в области профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) Немаловажным является получение первичной информации о семейном неблагополучии, в том числе от органов общественного самоуправления, так как они являются связующим звеном между органом исполнительной власти (администрацией МО г-к Анапа и конкретно управлением по делам семьи и детей) и населением

Для выполнения этой задачи управлением по делам семьи и детей организован и контролируется процесс передачи информации о семьях, требующих внимания, из различных источников:

– администраций сельских округов;

– служб системы профилактики;

– органов общественного самоуправления города и села (домовые и квартальные комитеты);

– детских садов;

– школ;

– поликлиники, амбулаторий, ФАПов, женской консультации, родильного дома;

– от инспекторов ОПДН УВД;

– от граждан.

Для координации деятельности по своевременному информированию проводятся обучающие семинары. Так, 7 октября 2010 года проведено семинарское занятие в отделе по делам несовершеннолетних управления внутренних дел по г-к Анапа для инспекторского состава на тему: «О взаимодействии органов системы профилактики по организации работы по предупреждению семейного неблагополучия, а также профилактика правонарушений среди опекаемых и приемных детей».

3) Следующим социальным механизмом, позволяющим оперативно реагировать на сложную ситуацию в семье, а также снять социальное напряжение в обществе, является круглосуточная работа «Отзывчивого телефона».

Информация о работе «Отзывчивого телефона» регулярно передается через средства массовой информации: «бегущей строкой» на телевидении, в газетах, снят видеоролик, информационные листовки расклеены в местах массового посещения жителями г-к Анапа (в магазинах, школах, учреждениях здравоохранения, сельских администрациях, клубах).

Необходимо сделать акцент на слове «круглосуточная». Каждый специалист управления по делам семьи и детей работает по данному направлению в течение недели согласно графику, утвержденному начальником управления. Поступающие звонки фиксируются в учетном журнале.

За отчетный период на «Отзывчивый телефон» поступило 224 звонка, из них:

5 звонков – от  несовершеннолетних;

9 звонков, требующих мер немедленного реагирования, все проверены с выездом на место, в ходе которых подтвердилось 2 сообщения;

30 звонков по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

25 обращений об оформлении опеки, усыновления, создания замещающей семьи;

19 обращений по вопросам летнего отдыха и оздоровления;

14 звонков по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13 обращений по вопросам нормализации обстановки в семье, решению конфликтных ситуаций и т.д.

Так, 1 октября поступил анонимный звонок, якобы от соседей, что в х. Уташ, в домовладении кричит грудной ребенок, и в окно видно, что он примотан скотчем к кровати. Тут же был организован выезд. К счастью, информация не подтвердилась. Однако, как уже говорилось выше, по 2 звонкам семьи поставлены на учет, и с ними ведется профилактическая работа.

4) Еще одним новым социальным механизмом является создание и отработка единой схемы взаимодействия управления здравоохранения и управления по делам семьи и детей по профилактике отказов матерей от новорожденных. Работа, проводимая по данному направлению, состоит из нескольких этапов:

– незамедлительное информирование сотрудников управления о постановке на учет в женскую консультацию социально-неблагополучных беременных женщин;

– незамедлительное информирование сотрудников управления о поступлении роженицы с выраженными или скрытыми намерениями отказаться от новорожденного;

– совместная индивидуальная профилактическая работа специалистов управления и родильного дома с роженицами по каждому эпизоду;

– детальное изучение сложившейся ситуации, с определением причин отказа;

– работа психологов;

– работа специалистов управления по делам семьи и детей с близкими родственниками роженицы, если таковые находятся;

– жизнеустройство новорожденных, оставленных матерями в семьи с приоритетом усыновления/удочерения.

– получение информации из МУЗ «Родильный дом»;

– выяснение причины, предложение пути выхода из кризисной ситуации, оказание помощи.

С момента начала активной работы в данном направлении прошел всего год, но она уже принесла положительные результаты: количество отказников сократилось в четыре раза. Если в 2008 году 8 матерей отказались от младенцев, в 2009 году – 11, то за 9 месяцев 2010 года – всего 3. В трех случаях удалось повлиять на ситуацию, и матери, написавшие отказ от своего ребенка, после проведения с ними профилактической работы специалистами управления, в том числе юристом и психологом, изменили свое решение и забрали новорожденных для дальнейшего воспитания и содержания.

Отдельной категорией, требующей особого внимания, являются несовершеннолетние роженицы. С ними проводится следующая работа:

– сбор информации;

– направление информации в управление внутренних дел по г-к Анапа, Анапскую межрайонную прокурату (при необходимости);

– работа с родителями несовершеннолетней роженицы о необходимости создания условий для дальнейшего содержания и воспитания новорожденного и оказания всесторонней помощи несовершеннолетней мамы в продолжении обучения;

– проведение обследования условий проживания несовершеннолетней роженицы с контролем за подготовкой места и вещей для новорожденного;

– работа по установлению отцовства и снижению брачного возраста несовершеннолетней матери.

Анализ работы служб системы профилактики показал, что повысить эффективность ранней профилактики отказов от новорожденных позволит новое направление деятельности – просветительская работа в средних общеобразовательных учреждениях среди учащихся 10-11 классов. В настоящий момент подготовлены сценарии ролевых игр, позволяющих привить нормы ответственного родительства различным целевым группам: отдельно юноши, отдельно девушки.

Таким образом, мы смогли помочь 6 несовершеннолетним создать семью, обрести социальные гарантии и надежду на дальнейшую счастливую жизнь

5) Новое направление деятельности управления по делам семьи и детей стало возможно в результате подготовки управлением проекта программы «Рука друга» для участия в краевом конкурсе на получение муниципальными органами опеки и попечительства автомобилей «ГАЗель» и победа в нем в числе 10 муниципальных образований Краснодарского края.

     Необходимо отметить, что выделенные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в виде гранта на осуществление программы Краснодарского края «Чужих детей не бывает» автомобили «ГАЗель» позволят муниципальному образованию применить инновационные формы работы с семьями и детьми в отдаленных населенных пунктах. Данное направление работы получило название мобильной «Скорой семейной помощи».

В рамках ее деятельности планируется проводить не только межведомственные выезды (как плановые, так и экстренные) с целью патронажа семей или реагирования на поступающую из разных источников информацию о сложной ситуации в семье, о жестоком обращении с детьми, но отрабатывать и такие направления как:

     – благотворительные акции «Рука друга», «Вторые руки» в рамках которой мы вместе с другими службами и простыми гражданами города-курорта Анапа можем оказывать такую необходимую для многих помощь – вещами, игрушками, канцелярскими товарами и т.д. Семье одинокой матери, воспитывающей 3 малолетних детей и проживающей на х. Чекон, благодаря этим акциям смогли передать не только одежду, но и стиральную машину-малютку и обогреватель. Надо сказать, что сама она вряд ли смогла приобрести такие нужные в хозяйстве вещи;

     Выполняя поручение главы курорта Татьяны Евсиковой о максимальном приближении наших служб к населению, управлением по делам семьи и детей разрабатывается схема работы межведомственных консультационных центров непосредственно в отдаленных малонаселенных и труднодоступных селах и хуторах, с целью повышения уровня информированности населения о работе служб муниципального образования, когда людям доступно решение вопросов социальной защиты, опеки и попечительства, пенсионного фонда, занятости населения, молодежной политики, физкультуры и досуга, образования и здравоохранения непосредственно в своем населенном пункте. Работа намечена в тесном взаимодействии с администрациями сельских округов, которые обеспечивают информирование населения, рабочие помещения и спектр вопросов, актуальных в каждом отдельном населенном пункте;

– доставка детей и семей категорий социально опасного положения и трудной жизненной ситуации, замещающих семей к местам проведения культурно-массовых мероприятий, социально-значимых акций, отдыха и оздоровления, к местам оказания помощи (медицинской, консультационной, документирования и т.д.);

– создание социальных паспортов населенных пунктов.

С использованием мобильной «Скорой семейной помощи» оптимизируется работа межведомственной службы профилактики отказов матерей от новорожденных, а также работа с несовершеннолетними, подвергшимися сексуальному насилию и несовершеннолетними роженицами.

Анапа является одним из 10 пилотных районов Краснодарского края, разрабатывающих схемы работы, методологию данного направления. На основе результатов нашей общей работы данный вид деятельности будет внедряться повсеместно.

Перспективы работы всех заинтересованных ведомств разнообразны.

В муниципальном образовании город-курорт Анапа  насчитывается 33042 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Из них – 441 детей – сироты  и оставшиеся без попечения родителей, что составляет 1,3% от общего количества несовершеннолетних, что ниже среднекраевого на 0,5%.

В том числе:

– под опекой и попечительством – 232 детей (19,9%);

– в приемных семьях – 88 детей (20,7%);

– усыновленных – 121 детей (27,4%).

На внутриведомственном учете в управлении по делам семьи и детей состоит 39 семей, в которых воспитывается 75 детей, из них 19 семей (31 ребенок) – категории «социально опасное положение», то есть те семьи, где родители не работают, злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием, содержанием и обучением своих детей.

В результате постоянной профилактической работы ситуация в отношении неблагополучных семей стала меняться:

– на 1 января 2010 года значилось на учете как семьи, находящиеся в социально опасном положении – 14 семей;

– поставлено на учет с начала года – 16 семей;

– снято с учета за 9 месяцев текущего года – 19 семей, из которых – 12 по исправлению, в связи с ограничением в родительских правах – только 3 семьи, в связи с лишением родительских прав – 0.

После лишения (ограничения) родительских прав семья сразу с учета управления по делам семьи и детей не снимается. С ней проводится дальнейшая работа на предмет возможного восстановления в родительских правах.

В работе по профилактике семейного неблагополучия мы исходим из требования главы курорта – должен быть индивидуальный подход, так как каждый случай семейного неблагополучия особый, в каждой семье – своя история и свои особенности.

Специалисты управления по делам семьи и детей работают в тесном сотрудничестве с:

– заведующими амбулаториями;

– квартальными и домовыми комитетами;

– инспекторами по молодежно-спортивной работе администраций сельских округов, на которых ложится непосредственная работа с семьей в селе;

– заместителями глав администраций сельских округов;

– директорами школ и заведующими детских садов;

– школьными и зональными инспекторами ОПДН УВД.

Такая организация работы позволяет держать ситуацию под постоянным контролем.

После получения первичной информации о семейном неблагополучии в течение суток (не более 3) организуется межведомственный выезд в семью с обязательным привлечением специалистов сельского округа, если семья находится за пределами города.

Если ситуация подтверждается, семья ставится на учет службами системы профилактики:

– управление образования;

– управление здравоохранения;

– управление социальной защиты населения;

– управление по делам семьи и детей;

– отдел по делам несовершеннолетних УВД по г-к Анапа, которыми ведется планомерная комплексная профилактическая работа с учетом каждого конкретного случая. При необходимости дети помещаются в реабилитационный центр «НИКА», тем самым они выводятся из кризисной ситуации, если таковая наблюдается, а родителям дается возможность исправить положение. После посещения семьи службы системы профилактики направляют предложения для включения в комплексный план профилактической работы с семьей. За каждой семьей комиссией по делам несовершеннолетних закрепляется ответственный орган системы профилактики.

Ежемесячно на сверке списков семей, находящихся в социально опасном положении, обсуждается результат проводимой профилактической работы и принимается решение о дальнейших действиях.

При необходимости оказывается адресная социальная помощь за счет благотворительной помощи индивидуальных предпринимателей и организаций города.

Дети из таких семей привлекаются к культурно-массовым и досуговым мероприятиям, работе клубов по месту жительства, к малозатратным формам летнего отдыха (туристические маршруты, экскурсионные поездки, аттракционы, посещение театра и кино).

На каждую семью оформлены социальный паспорт и личное дело, где находятся все материалы, по которым отслеживается динамика изменения ситуации в семье.

При положительной динамике (родители перестали пить, либо прошли лечение у нарколога, устроились на работу, привели домовладение в надлежащий вид, создали условия для жизни, развития и отдыха ребенка и т.д.), по мере необходимости, принимается решение о выводе семьи из категории «социально опасное положение» и переводе ее в другой статус.

По результатам анализа департамента семейной политики Краснодарского края работа МО г-к Анапа по выведению семьей из категории «СОП» и «ТЖС» признана одной из самых качественных в Краснодарском крае.

В результате проводимой профилактической работы в 2008-2010 гг. наблюдается значительное сокращение социальных сирот из общего числа выявленных.

Всего в 2008 году выявлено 54 несовершеннолетних, а за 9 месяцев 2010 года – 46 несовершеннолетних. Все выявленные дети устраиваются на семейные формы воспитания:

– усыновление;

– опека у родственников;

– приемная семья.

84% из выявленных детей переданы на семейные формы воспитания (в 2008 – 70%).

Еще одной немаловажной задачей в профилактике социального сиротства является восстановление биологической семьи.

С начала этого года две мамы восстановлены в родительских правах в отношении четырех детей.

С этими семьями с начала года ведется планомерная реабилитационная работа: им оказывается психологическая помощь, юридическая помощь, помощь в сборе документов и подготовке искового заявления, при необходимости оказывается помощь в получении документов, удостоверяющих личность; благотворительная помощь для ремонта жилья и т.д.

В дальнейшем после восстановления в родительских правах семьи продолжают оставаться на социальном патронате в управлении по делам семьи и детей и других службах системы профилактики до подтверждения стабильной положительной динамики.

В связи с четко организованным межведомственным взаимодействием всех служб системы профилактики и своевременным информированием прослеживается тенденция раннего выявления семейного неблагополучия на стадии, когда родители еще не совсем потеряны для общества, их можно вернуть к нормальному образу жизни и возраст детей таков, что в случае применения крайней меры воздействия (лишение родительских прав) их легче устроить в замещающую семью.

Если в 2008 году средний возраст выявленных детей составлял 10-12 лет, то уже в 2010 году он снизился до 6-7 лет. Основная часть среди выявленных дети до 6 лет.

Работа по защите законных прав и интересов

несовершеннолетних

Помимо этого ведется значительный блок работы по защите законных прав и интересов несовершеннолетних. Разработано и утверждено 6 регламентов предоставления услуг населению, в том числе:

– «Определение возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при достижении им шестнадцатилетнего возраста»;

– «Выдача предварительного разрешения (согласия) на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних»;

– «Выдача разрешения об изменении фамилии, имени несовершеннолетним в случаях, предусмотренных законодательством РФ»;

– «Выдача разрешения на общение с ребенком родителям, ограниченным в родительских правах»;

– «Выдача разрешения на адресное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время»;

– «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, но не достигшим совершеннолетия».

Качество профилактической работы с населением МО г-к Анапа можно проанализировать по ситуации с лишением родительских прав и снижением брачного возраста.

Если изменение имени и фамилии, вопрос, не зависящий от социального статуса семьи, дает показатели, которые колеблются на уровне средних показателей, то два других вопроса показывают стабильное снижение с 2004 по 2010 годы. Статистика всегда является самым ярким показателем работы.

Не менее важным направлением работы является рассмотрение вопросов по спорам, связанным с воспитанием детей при рассмотрении дел в суде. Специалисты отдела за отчетный период приняли участие в 174 заседаниях суда.

С 1 января подготовлено и передано в суд:

– 18 исковых заявлений по вопросам деятельности отдела по профилактике социального сиротства;

– 112 заключений по защите прав и интересов несовершеннолетних.

Глава курорта Татьяна Евсикова неоднократно обращала внимание на то, что работа в этом направлении очень важна, так как важным является вообще социальное благополучие общества.

Поэтому для управления по делам семьи и детей по-прежнему главными будут следующие задачи:

– отработка схем и методов использования мобильной «Скорой семейной помощи», в том числе в решении вопросов профилактики отказов матерей от новорожденных, что позволит оперативно решать социальные проблемы наиболее незащищенных слоев населения и снизить социальное напряжение в обществе;

– сведение к возможному минимуму фактов лишения родительских прав;

– проведение дальнейшей работы по сохранению биологической семьи, в том числе восстановлению родителей в родительских правах;

– поиск и отработка инновационных методов в данном направлении деятельности.

Только вместе мы сможем излечить такой социальный недуг, как сиротство детей при живых родителях.

 

© 2009—2019