Решаем вместе
353440, г. Анапа, ул. Крымская, 99
Версия для незрячих

Роспотребнадзор информирует

Апрель 23, 2024 Просмотров: 197

Навязывание дополнительных услуг запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Потребитель свободен в выборе товаров и услуг. Свобода договора предусмотрена статьей 421 ГК РФ. Принуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Можно опираться на следующие положения:

• статья 16 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 указывает на обязанность виновной стороны возместить убытки потребителю, если они возникли вследствие его права на свободный выбор. Продавец их должен возместить в полном объеме;

• положения об убытках раскрыты в статье 393 ГК РФ. И возмещением в полном объеме считается такая ситуация, в результате которой продавец должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. То есть полная сумма навязанных услуг. Часть 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 указывает, что продавец без согласия потребителя не имеет права на навязывание платных услуг, работ. Он не может их выполнять без прямого волеизъявления потребителя. Само согласие и оформление дополнительной услуги должно быть выполнено в письменной форме. Но отказ от навязанных услуг может быть и устным. Человеку достаточно не подписывать договор и сказать, что он не нуждается в дополнительных услугах. Никто ничего навязывать не имеет право, но предложить может.

Маркетинговые предложения по дополнительным услугам – это важная составляющая прибыли любой компании. И каждая организация имеет право предлагать дополнительный сервис, соблюдая законы о рекламе и защите прав потребителей. Так как же отличить навязывание дополнительных услуг от предложения? Прямо в законе нигде не раскрывается понятие «навязывание услуг». Но есть некоторые критерии, которые прямо указывают на то, что вам навязывают:

• если в самом основном договоре уже имеется соответствующий текст, что требуется приобрести к товару или услуге еще что-либо, то можно считать это прямым навязыванием, если продавец отказывается скорректировать текст. Но важно отличать составные части единой целой вещи, без которых ее употребление невозможно, от дополнительных предметов (например, в автосалоне нельзя купить новую машину без колес, отказавшись от них, но на разборе можно найти просто отдельные кузовные части);

• также навязыванием будет считаться отказ продавца услуги или товара заключить договор без приобретения потребителем дополнительных вещей или сервиса. Например, в автосалоне потребитель приобретает машину. Ему говорят, что купить транспортное средство можно только при условии покупки абонемента на тюнинговые работы на год (ставят покупку машины в зависимость от приобретения других услуг, товаров или работ). Тюнинг не считаются обязательным сервисом для использования машины по прямому назначению. Значит, ему навязывают этот сервис. Но если ему просто предложили в устной форме эти услуги без отказа от заключения договора купли-продажи автотранспортного средства, значит, это было только маркетинговым предложением, за которое автосалон привлечь к ответственности нельзя.

фС 30 октября 2023 года начали действовать поправки, внесенные в КоАП РФ. Согласно новым изменениям предусматривается административная ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом, а также путем включения в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров (работ, услуг) обязательным приобретением дополнительных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом – на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вышеуказанные изменения направлены на защиту прав потребителей от навязывания дополнительных товаров (работ, услуг).